Социально-психолого-педагогическая служба

Известно, что социальная микросреда (семья), психологический климат в семье, личность родителей в обязательном порядке отражаются на особенностях характера ребенка. Предлагаю рассмотреть наблюдения русского педагога П.Ф. Лесгафта, который говорил о том, что ребенок может стать носителем определенного симптома, который в той или иной форме присутствует в семье. Он выделял несколько типов детей:.
Лицемерный тип порождается в семье, где проявляется лицемерие, наличествует двойная мораль, принято хвастать своей ловкостью в достижении собственной выгоды, демонстрируется пренебрежение к людям..
Честолюбивый тип - формируется там, где семья видит в ребенке будущего гения, стимулирует соперничество, желание первенствовать, чувство тщеславия, превосходства над другими..
Добродушный тип – спокоен и внимателен, не терпит зло и насилие, защищает других. Членам такой семьи присущ альтруизм, гуманизм, чувство сопереживания другим людям..
Мягко-забитый тип – лишен инициативы, присуще отдавать инициативу более сильному, ищет поддержки, направления, лидера. Такой ребенок вырастает в семье, где все делалось за него, угождали, в тоже время, подавлялась инициатива ребенка..
Злостно-забитый тип – угрюм, подозрителен в отношении к старшим, на физический контакт реагирует резко, движения угловаты, резки. Любит зрелища, связанные с дракой, тавлей. Развивается в семье, где царит жестокость, отсутствует ласка, тепло. В такой семье родители считают, что главный принцип воспитания – держать ребенка в «ежовых рукавицах»..
Угнетенный тип – смирен и тих, озабочен, скромен, трудолюбив, стесняется похвалы. Стойко переносит лишения и преодолевает препятствия, надежный товарищ, наблюдателен, обязателен. Но отмечается пассивность, замкнутость, сложности в установлении контактов. В отношениях становится ведомым..
Естественно, что данную типологию не следует воспринимать как неотложную истину, однако, сложно не заметить взаимосвязь между взаимоотношениями в семье, личностью родителей и чертами характера и их проявлениями в поведении ребенка.
Источник: «Вы и Ваши дети», В. Целуйко.