Социально-психолого-педагогическая служба
Известно, что социальная микросреда (семья), психологический климат в семье, личность
родителей в обязательном порядке отражаются на особенностях характера ребенка.
Предлагаю рассмотреть наблюдения русского педагога П.Ф. Лесгафта, который говорил о том, что
ребенок может стать носителем определенного симптома, который в той или иной форме
присутствует в семье. Он выделял несколько типов детей:.
Лицемерный тип порождается в семье, где проявляется лицемерие, наличествует двойная
мораль, принято хвастать своей ловкостью в достижении собственной выгоды, демонстрируется
пренебрежение к людям..
Честолюбивый тип - формируется там, где семья видит в ребенке будущего гения, стимулирует
соперничество, желание первенствовать, чувство тщеславия, превосходства над другими..
Добродушный тип – спокоен и внимателен, не терпит зло и насилие, защищает других. Членам
такой семьи присущ альтруизм, гуманизм, чувство сопереживания другим людям..
Мягко-забитый тип – лишен инициативы, присуще отдавать инициативу более сильному, ищет
поддержки, направления, лидера. Такой ребенок вырастает в семье, где все делалось за него,
угождали, в тоже время, подавлялась инициатива ребенка..
Злостно-забитый тип – угрюм, подозрителен в отношении к старшим, на физический контакт
реагирует резко, движения угловаты, резки. Любит зрелища, связанные с дракой, тавлей.
Развивается в семье, где царит жестокость, отсутствует ласка, тепло. В такой семье родители
считают, что главный принцип воспитания – держать ребенка в «ежовых рукавицах»..
Угнетенный тип – смирен и тих, озабочен, скромен, трудолюбив, стесняется похвалы. Стойко
переносит лишения и преодолевает препятствия, надежный товарищ, наблюдателен, обязателен.
Но отмечается пассивность, замкнутость, сложности в установлении контактов. В отношениях
становится ведомым..
Естественно, что данную типологию не следует воспринимать как неотложную истину, однако,
сложно не заметить взаимосвязь между взаимоотношениями в семье, личностью родителей и
чертами характера и их проявлениями в поведении ребенка.
Источник: «Вы и Ваши дети», В. Целуйко.